Кочевая цивилизация в Смитсоновском пространстве

330 Views

Ежегодный фестиваль ремесленников, который проходит в первых числах октября в знаменитом американском Смитсоновском институте в Вашингто­не, надолго запомнится американс­кой публике. В этом году в нем приняли участие и казахстанские мастера ре­мес­ленного искусства. Традиционный фор­мат американского шоу был раз­бавлен среднеазиатским показом мод, ювелирными изделиями казахских мастеров и серьезным научным экскур­сом на тему декоративно-прикладного искусства
Те, кто хоть раз побывал в знамени­том Смитсоновском институте с его музея­ми, которые занимают огромную террито­рию в центре Вашингтона, помнят, что в музее космонавтики хранится записка, написанная от руки первым казахским космонавтом на казахском языке.
А еще, в 2010 году, при поддержке американской компании “Шеврон”, работающей в Казахстане уже почти 27 лет, здесь была запущена виртуальная выставка, посвященная великому ка­захскому ученому-просветителю Шокану Уалиханову.
Мы оставили свой след в мировой ци­вилизации.
Как современные кочевники доби­рались в Америку
В большом американском празднике ремесленников приняли участие две солидные казахстанские делегации – мастера от Союза ремесленников Казахстана и искусствоведы Госу­дарственного музея имени Кастеева. Каж­­дая группа приехала по своей заранее подго­товленной программе: первые – для учас­тия в Craft2Wear Show, вторые – для учас­тия в научном симпозиуме.
Выставка-продажа наших ремес­лен­ников – ювелиров и дизайнеров одежды в национальном стиле незапланирован­но и удачно стала своего рода практичес­ким пособием темы научного симпозиу­ма: «Декоративно-прикладное искусство Казахстана и креативная экономика». Так что две параллельные творческие все­ленные нашей страны пересеклись на американской земле.
Делегацию ремесленников возглав­ляла известный художник Айжан Беккулова, группу научных сотрудников и искусствоведов – директор Госу­дарственного музея имени Кастеева Гульмира Шалабаева. В личной беседе они признались, что просто участие в мероприятии, которое проводится на базе одного из самых крупных научно-иссле­довательских институтов мира с комплексом невероятных музеев – это боль­шая удача и высокая честь как для их организаций, так и для страны в целом.
Надо сказать, что финансовую под­держу в покорении Америки ремес­ленникам оказал «Шеврон». Об этом говорит Айжан Беккулова: «Более 20 лет казахстанцы не выставлялись в смитсоновских музеях. К сожалению, мои поиски финансирования этого многообещающего проекта не бы­ли ус­пешны. Нам пришлось взять фи­нан­си­рование на себя – проезд, пита­ние, проживание. Но компания «Шеврон» оплатила аренду музею, и это серьезная сум­ма. Причем, казахстанской экспозиции, как гостям, был предоставлено особое от­дельное помещение».
С предложением показать и расска­зать избалованной интеллектуальной американской публике новую малоиз­ве­данную Азию выступил организатор от Смитсоновского института доктор Пол Майкл Тэйлор. Всяческую поддержку во время прохождения шоу и симпозиума оказывало посольство Казахстана в Вашингтоне и казахское землячество.
«Во время подготовки к выставке выяснилось, что и музей Кастеева в это же время будет проводить научную кон­ференцию, – рассказывает президент Союза ремесленников Казахстана, – Поэтому мы с директором музея Гульмирой Шалабаевой решили объеди­нить наши усилия, чтобы оба мероприя­тия прошли на высоком уровне и стали резонансными».
Модный показ от ювелиров и дизайнеров
«Я разместила информацию о пре­дстоящей выставке в чате Союза ремес­лен­ников. Нужно было дать возмож­ность выставить свои работы талантли­вым ремесленникам в США. Поступило мно­го заявок от мастеров, многие хотели по­работать за границей, открыть для се­бя Америку, – рассказывает Айжан Беккулова. – Мы отбирали мастеров по представленной тематике, по серьезнос­ти подготовки. В результате осталось 11 сильных профессиональных художни­ков- мастеров, большинство из них юве­лиры.
Это Серикали Кокенов, Дулат Ашимов, Серик Рысбеков, Сержан Баширов, Икрам Рафиков, Толшын Кокен, Илья Казаков, Гульмира Терлибекова, Алмас Мустфаев, Улбосын Дауленова. Букет известных ювелиров, с собственным почерком, стилем, опытом.
Художник Гульмира Терликбаева, которая в основном занимается курак-корпе, специально к этой выставке сде­лала серию дорожных сумок в стиле ка­захс­кого курака, скомбинировала ткань с кожей.
Неизменным интересом амери­канской публики пользовались изде­лия мас­тера по войлоку Улбосын Дау­леновой, около ее стенда были очереди из покупателей.
Специально по просьбе Смитсоновского музея я повезла кол­лек­цию «Когда казахи были мореплавателями», которую я делала сов­местно с актауской мастерицей Ауэз Сагинаевой. Эта коллекция побывала в разных странах – в Индии, в России, по всему Казахстану мы ее возили.
Хочу отметить, что наше посольство в США оказало нам реальную поддерж­ку – трансфер из аэропорта и по городу, но главное – два приема. Один прием в посольстве США, это был предпоказ, мы знакомили дипломатов с нашей кол­лекцией. И второй прием – в нашем посольстве.
Мы волновались, как все пройдет, как воспримет нас публика. Но нам помогали земляки, наши бывшие соотечествен­ни­ки, которые живут в США, многие из них стали нашими моделями – надевали национальную казахскую одежду и в та­ком виде приглашали посетителей выс­тавки в наш павильон.
Студенты из Казахстана и жены дипломатов стали моделями на во­лон­терских началах. У них было боль­шое же­лание нам помочь, сделать наше ме­роприятие более ярким и впечат­ляю­щим. Было легко с ними работать. Одна из моделей даже танцевала.
За десять дней в США мы провели 4 выставки – одну в посольстве Казахстана, вторую в музее, третью по просьбе казахской диаспоры в частном доме, и, неожиданно, в последний день поступило предложение от Всемирного банка провести экспресс-выставку. Было интересно попасть в здание банка, который обладает очень серьезной коллекцией произведений искусства, посмотреть архитектуру здания. После этой выставки, руководитель культур­ных программ Всемирного банка предло­жила Союзу ремесленников Казахста­на разработать совместно с ними более серьез­ную программу, которая будет по­мимо выставки включать тренинги».
Симпозум в The Smithsonian
На самом деле, наш Национальный музей давно и успешно сотрудничает и имеет долгосрочные партнерские от­ношения с одним из ведущих мировых музеев – Смитсоновским институтом в рамках Смитсоновской программы по истории культуры Азии. Так что интерес в кочевой культуре, к казахстанским ре­меслам, которые восходят к кочевой сакско-скифской культуре и Великому шелковому пути всегда был у зарубеж­ных ученых и зарубежных музеев.
В «Кастеевке» представлена выдаю­щаяся коллекция казахских ремесел, собранная поколениями музейных исследователей со всего Казахстана и ка­захских общин в других странах. Сегод­ня этот один из ведущих научных центров по искусству Казахстана, публикующим большое количество монографий, ка­талогов и других публикаций.
Гульмира Кенжеболатовна говорит, что почти все выступления были при­готовлены на английском языке, и только руководитель отдела Декоративно-прик­ладных искусств Гулаим Жумабекова рассказала о преемственности кочевых культурных традиций в народном и современном ювелирном искусстве Казахстана на казахском языке. Это выз­вало волну благодарности у казахской диаспоры Вашингтона.
На научном симпозиуме профессор Гульмира Шалабаева рассказала о ковроткачестве как глобальном культур­ном феномене. В частности, о пере­осмыс­лении этнических особенностей и межкультурных общностей в ремеслах.
Кандидат искусствоведения Екате­рина Резникова говорила об «Образах кочевой цивилизации в Казахстане». О древних символах в современных казахских ремеслах и дизайнах в своем докладе говорила рассказала руководитель отдела общественных и внешних связей Клара Исабаева. Руководитель отдела образования Оксана Танская выступила с докдадом: «Сокровища Великой степи: казахстанский Тутанхамон».
В дискуссиях по итогам выступления казахстанской делегации смитсоновские ученые Пол Тейлор, Джаспер Во-Квазебарт, Роберт Понциоен, Супамас Снитвонгсе, Иниго Акоста и Джаред Коллер привели примеры сравнительных исследований ремесленничества в мире.

Ботагоз Сейдахметова.

Поделиться ссылкой: