Важность эффективного государственного аппарата для становления процветающего, демократического и правового общества

355 Views

История развития человечества, а именно развитие общественного строя наглядно пока­зывает, что становление демократического, правового и социального государства невоз­мож­но без эффективного государственного аппарата, основой которого являются кадры на государственной службе. При этом, одной из приоритетных задач государственного строительства всегда будет профессиональная подготовка государственных служащих, ориентированная на обеспечение высокой эффективности, компетентности и безупречности работы государственных органов.
В настоящее время основные меры направ­ляются на совершенствование процессов госу­дарственного управления и улучшение качества предоставления государственных услуг, повышение уровня профессионализма, результативности деятельности государственного аппарата.
Основное направление реформирования –кардинальное повышение эффективности и качества государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, содействие экономическому прогрессу, повышение качества оказываемых государством услуг, рациональное исполь­зование государственных ресурсов и улуч­шение положения государственных слу­жа­щих, конкурентоспособность профессии государ­ственного служащего на рынке труда.
В результате проведенных реформ государ­ственная служба Казахстана была система­тизирована и выделена в отдельный правовой институт.
Таким образом, мы за более чем 20 лет развития отечественной государственной службы пришли к тому, что действующая модель госу­дарственной службы ориентирована на признание важности человеческого фактора, что в первую очередь предполагает модернизацию понятия «государственная служба», которое должно стать синонимом понятия «служение нации (обществу)» и означать ориентацию всего государственного аппарата на население, как потребителя госу­дарственных услуг.
Благодаря своевременно принятым мерам со стороны руководства нашей страны наиболее безболезненно было проведено сокращение государственного аппарата.
Так, по Жамбылской области количество государственных служащих за 1 полугодие 2021 года составляло 4910 человек. В то же время, за аналогичный период текущего года уже составляет 4484 человека. Проведено сокращение 426 штатных единиц, несмотря на то, что объем выполняемых работ практически не менялся.
Следует отметить, что при действующей транспарентной системе отбора ведущие позиции занимают возможность карьерного роста и достойная оплата труда.
Путем внедрения факторно-балльной системы оплаты труда в Жамбылском регионе существенно уменьшилась сменяемость кадров, а именно 91 человек в 1 полугодии 2022 года против 144 человек в аналогичном периоде 2021 года.
Ударными темпами продвигается дальнейшая цифровизация государственной службы. Вводятся процессы, о которых государственные служащие начала 2000-х годов даже и не мечтали.
Ярким примером, является тот факт, что элементарное оформление заявлений на отпуск или полу­чение материальной помощи, фиксирование своих достижений и наград государственные служащие в настоящее время уже делают не на бумаге, а в электронном формате. Помогает им в этом информационная система «Е-кызмет», активно действующая в системе государственной службы.
Первоначальной целью являлось автоматизация деятельности Агентства по делам государственной службы и служб управления персоналом государственных органов, в соответствии с лучшей международной практикой, получение в режиме «онлайн» полной кадровой информации о государственных служащих центрального и регионального уровней. В системе «Е-қызмет» хранение, обработка, передача и предоставление информации о персонале государственной службы осуществляется с применением аппаратно-программного комплекса.
Функционирование системы «Е-қызмет» повышает производительность работы служб управления персоналом, сокращает временные и трудовые затраты на получение и актуализацию информации, а также дает полную кадровую информацию о государственных служащих: персональные данные, организационные сведения (кадровый учет), сведения о профессиональных и личностных компетенциях, образовании, квалификации, стаже, профессиональном опыте, результатах оценки и аттестации, учет прохождения обучения, сроков и тематики курсов, сведения о поощрениях и об административных и дисциплинарных взысканиях.
Доступ к системе «Е-қызмет» осу­щест­вляет­ся через Единую транспортную среду госу­дарственных органов. Необходимо приз­нать, что некоторых этапах развития госу­дарственной службы ранее отсутствовала сис­тема целевого поиска, отбора и привлечения компетентных, талантливых, одаренных людей на государственную службу. Поэтому, решение перечисленных проблем, руководством нашей страны виделось в создании единого центрального органа, способного целенаправленно обеспечить кадрами госаппарат в необходимом количестве и должной квалификации.
Исходя из международного опыта, большей частью опыта развития передовых стран главной целью являлось формирование единой системы кадровой политики и государственной службы независимо от разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Практическая реализация этой и других целей возможна была лишь при строгом соблюдении принципов и правил организации и функционирования государственной службы. Иными словами, государственная служба как сфера управления состоится тогда, когда сама будет управляема.
На основании вышеизложенного, для осу­ществления единой политики в сфере госу­дар­ственной службы и был образован упол­номоченный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный главе государства — Агентство РК по делам государственной службы, призванный осуществлять единую политику в сфере госу­дар­ственной службы.
В настоящее время, действующая редакция Закона о государственной службе, распространяется уже на служащих всех государственных органов, в том числе и правоохранительных. Проведена глобальная модернизация процедуры поступления на госслужбу. Карьерное продвижение в целом осуществляется на основе компетентностного подхода, что в свою очередь приводит к качественному улучшению всего состава государ­ственных служащих и их стремлению к обучению и самосовершенствованию. Только в Жамбылской области в 1 полугодии 2021 года число лиц, окончивших Академию государственного управ­ления составило 28 человек, а в аналогичном периоде текущего года составило уже 42 человека. Повсеместно проводятся так называемые школы молодого государственного служащего, слушатели которых активно принимают участие в конкурсах на занятие вакантных государственных должностей. По нашей области, начиная с 2018 года насчитывается уже 229 участников школы государственного служащего.
Наличие двух видов конкурса и переводов значительно повысило мобильность государ­ственных органов в принятии кадровых решений для достижения стратегических целей. Ранее, проведение трех видов конкурсов затягивало заполнение вакансий. Для проведения всех этапов конкурсов на замещение вакантных должностей требовалось около 50 дней. В настоящее время данная процедура сокращена на 15 рабочих дней.
Данный подход не нарушает карьерную модель системы, а придает ей большую мобильность и позволяет ускорить процесс привлечения талант­ливых специалистов из других сфер деятельности граждан. Упразднен также длительный сбор различных документов. Так, при участии во внутреннем конкурсе, кандидату требуется предоставление всего двух документов – заявление и послужной список, а в общем конкурсе требуется три – заявление, документ об образовании, послужной список.
Более того, упрощен порядок участия гос­служа­щих в общих конкурсах. Сравнительно недавно в законодательство внесены поправки, освобождающие госслужащих от прохождения тестирования при участии в общем конкурсе. Таким образом, госслужащие теперь прини­мают участие в общих конкурсах не на общих основаниях, а по упрощенному порядку по аналогии с внутренним конкурсом. При этом, сокращение этапов конкурса не оказывает отрицательного влияния на принципы меритократии.
В заключение хотелось бы отметить, что внед­ренная система государственной служ­бы не является раз и навсегда чем то опре­де­ленным: представления о публичной го­­су­дар­ственной службы, о критериях ее эффек­тив­ности и профессионализма будут и даль­ше совершенствоваться и изменяться по мере эво­люции демократического, правового, граж­дан­ского общества.

Ш.А.СУлтанхан,
руководитель Департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по
Жамбылской области.

Поделиться ссылкой: